С 8 июня по 21 августа проходил краевой конкурс дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме. Данный конкурс призван стимулировать разработку управленческо-педагогическими командами образовательных организаций разного типа, в том числе и негосударственных организаций, дополнительных общеобразовательных программ, направленных на достижение результатов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования посредством интеграции дополнительного и общего образования. В связи с переходом на ФГОС появились дефициты в школах связанные с изменением содержания под требования ФГОС, не используется либо мало используются технологии, которые формируют компетентностные результаты и отсутствуют способы оценки этих результатов. Но существуют и дефициты учреждений дополнительного образования: встала необходимость обновления содержания программ дополнительного образования, увеличение охвата детей, недостаточный уровень теоретических знаний по предмету в проектных технологиях. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Мы не ограничены стандартами, поэтому можем быть вариативными, и можем реализовывать задачи как ФГОС, так и воспитательной компоненты.
Развитие конкурентоспособной личности – процесс сложный, силами только знаниевого компонента невозможно достичь 3-х уровневых результатов, определенных в ФГОС. В качестве ресурса развития личностных качеств и метапредметных умений привлекается дополнительное образование, интегрированное в общее образование единой целью.
Дополнительное образование может проявлять себя как один из сетевых партнёров и может служить ресурсом в реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности.
В связи с переходом на новые стандарты педагогическому коллективу дома творчества пришлось многое переосмыслить. Поскольку изменились требования к программам, мы начали процесс пересмотра содержания дополнительных образовательных программ и разработки программ нового типа, которые бы отвечали современным требованиям.
Нами накоплен богатый опыт компететностного подхода в образовании в рамках программы «Поколение 21 развитие человеческого потенциала», который может служить на достижение результатов ФГОС
Очень большой ресурс для основного образования заключается в разработанных нами образовательных программах для детей разного школьного возраста, направленных на развитие личностно-ориентированных и метапредметных компетенций: коммуникативных, регулятивных, проектных, презентационных и т. д.
В 2015 году 43 управленческо – педагогические команды из 20 муниципалитетов края стали участниками конкурса. В этом году проектной командой дома творчества Манского района была разработана образовательная программа по сетевой форме «Свежий ветер», которая стала победителем на конкурсе.
Программа представляет собой сетевой проект учреждений общего и дополнительного образования, учреждений высшего образования, направленный на соорганизацию ресурсов по достижению результатов (предметных и метапредметных) и на достижение требований к старшей школе по разработке индивидуальных проектов старшеклассниками. Первыми партнерами в реализации программы стала МБОУ «Шалинская СОШ № 1» и МБОУ «Камарчагская СОШ». Занятия начинаются с ноября месяца. Они включают в себя как модульное обучение, консультации, так и выполнение заданий в системе OF-LAIN.
Цель программы: формирование у школьников основ современных технологий мышления в сфере регионального развития в области туристской индустрии. Задачи программы:
• Научиться генерировать идеи и создавать проекты, которые будут интересны тебе и другим
• Овладеть проектной культурой – умением ставить четкие цели и строить планы действий по их достижению с учетом имеющихся и необходимых ресурсов;
• Освоить современную культуру коммуникации, понимания и рефлексии, способность привлекать людей, строить и поддерживать партнерские отношения;
• Познакомиться с методами управленческого мышления, техниками и приемами организации и руководства в области туристской индустрии;– эффективными средствами реализации своих планов и проектов;
• Определиться с выбором профессии и стиля жизни, узнать о современной туристской индустрии.
• создание системы зачетов результатов дополнительного образования в общем.
Ожидаемые результаты проекта:
• личностные - самоопределение обучающихся по позициям в рамках туристической индустрии и вне ее;
• метапредметные - выполнили исследование или проектную работу;
• предметные - повышение успеваемости по предметам (география, обществознание, экология), выбранным в рамках профессий туристической индустрии(мотивированный выбор).
В заключении выступления хотелось бы добавить, что взаимодействие общего и дополнительного образования это не только важная фундаментальная задача, имеющая огромный потенциал для гармоничного развития личности, ее самоопределения, но и неизбежный процесс в условиях нового времени.
ФГОС поставили дополнительное образование в приоритет. Благодаря интеграции, дополнительное образование усилит свою роль и перестанет быть «золушкой» российского образования!
участники конкурса и члены жюри.
|