Рафтинг можно рассматривать как своеобразную образовательно-воспитательную и производственную среду, в которой осуществляется «штучная выделка» (производство) романтически увлеченных активной деятельностью в сфере физической культуры, спорта и туризма каким-то конкретным делом людей, с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентации.
На протяжении 4 месяцев: с апреля по август проходили занятия по рафтингу. Занятий было 16. Занятия включали в себя как общую физическую подготовку, основы туристической под
готовки, так и специальные знания и умения, которых было не менее 50 % от всех занятий. Более 70 % практические занятия. Целями и задачами здесь является некий алгоритм достижения каждым обучающимся (воспитанником) личного или коллективного результата - продукта индивидуализированного маршрута обучения.
В процессе такой «свободной» самодеятельной по сути игры (соревнования, похода) выявляются личностные (индивидуальные) особенности поведения человека в тех или иных ситуациях (в том числе экстремальных походных и соревновательных условиях), раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определенные морально-нравственные ценности, волевые качества и культурные традиции.
При этом для инструктора открывается возможность воздействовать на результаты дополнительного туристского образования обучающихся одновременно по нескольким направлениям (каналам):
1) организация социального действия через изменение структуры самодеятельности (например, в рамках усовершенствования оргуправленческих решений в организации образовательно-
воспитательного и тренировочного процесса, туристского похода, спортивно-туристской команды);
2) включение новых культурных норм (например, оформление продуктов игры (результатов выступлений на дистанциитуристских соревнований, прохождения туристско-спортивного
маршрута похода или экспедиции);
3) порождение новых очагов культуры в виде различных сообществ (клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и т. п.).
Важно, что на каждом этапе педагогического действия четко различаются решаемые педагогические задачи, которые могут состоять в порождении новых ситуаций, в генерировании идей, в запуске воображения (мышления, памяти и т. п.), во включении процесса формирования личного отношения обучающихся к чему- или кому-либо и т. д.
В этом случае игра (соревнование, поход) превращается в средство самосозидания в себе творца и гармонического созидания своего Я, в средство гармонизации личного или коллективного саморазвития.
Обучающийся (занимающийся) начинает рассматривать любое свое новое действие как действие его собственного самоопределения во внешней социальной, учебной, продуктивной и т. д. системе, вынуждая себя заново строить свою, новую систему.
Рафтинг во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического туристского мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма, изучению своего края и воспитывает патриота своей Родины.
* моделирование экстремальных ситуаций;
* пропаганда физической культуры, спорта и туризма среди различных слоев населения и его привлечение к организации активного отдыха средствами туризма, ведению здорового образа жизни;
* познание окружающего мира в доступных географических районах страны (мира).
Успешное продвижение занимающихся по образовательному спортивно-туристскому маршруту по предлагаемым темам проекта предполагало активное взаимодействие в образовательно-воспитательном процессе инструктора и воспитанника, родителей и инструкторов, психолога и медицинского работника.
Занятия способствовали приобретению воспитанниками знаний: о физической культуре и спорте в своем крае; технике и тактике рафтинга, спортивных походах и путешествиях; ориентировании на местности; выполнению в походных условиях необходимых краеведческих наблюдений и исследований; оказанию первой доврачебной помощи, формированию здорового образа жизни, культуре межличностного общения, а также формировании знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нормативов спортивных разрядов по спортивному туризму (рафтингу), спортивному ориентированию.
Действовала концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процесса в четырех основных направлениях:
* физическое воспитание и дополнительное образование средствами спортивного туризма (рафтинга);
* формирование разносторонне развитой личности;
* развитие самодеятельности, социальная и личностная адаптация воспитанников через создание благоприятных условий для проявления инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремленности, самовыражения, самоутверждения и самореализации личности воспитанников в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей;
* способствование личностному профессиональному и жизненному самоопределению воспитанников через создание условий для реализации «профессиональных проб» в сфере спортивно-туристской, туристско-краеведческой деятельности.
Для успешной реализации проекта инструктор учитывал следующие принципы организации самодеятельности:
• обеспечивал общественно полезное, нравственно ценностное и личностно-значимое для занимающихся содержание спортивно-туристской, туристско-краеведческой деятельности; насыщение спортивно-туристской, туристско-краеведческой деятельности воспитанников элементами творчества и инициативы, играми и состязаниями, самодеятельности, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих видов и форм на активные творческие, поисковые виды и формы деятельности;
• дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса,
что помогло подросткам выступать в наиболее благоприятной
для них роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать свою индивидуальность, адаптироваться в коллективе и социуме;
* гедонистическая направленность предполагала организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, мотивов деятельности, доставляла удовлетворение и радость;
* бескорыстие и отсутствие утилитарности в процессе деятельности. Основное, что должно побуждать человека заниматься туристско-спортивной и краеведческо-исследовательской
работой, - это удовлетворение от занятий любимым делом, эмоционально яркое удовольствие от межличностного общения, постоянное ожидание чего-то нового, необычного;
* принцип соревновательности всего образовательно-воспитательного и учебно-тренировочного процесса, стимулирующий активность, творчество, саморазвитие, самосовершенствование и самовоспитание обучающихся.
Для эффективного усвоения содержания учебного материала была организована практическая деятельность занимающихся преимущественно на местности на Раухово озере близ с.Шалинское в непосредственном контакте с природной средой во время учебно-тренировочных выходов. Учитывался интеллектуальный аспект туристско-спортивного образования, тесная связь между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность. Процесс успешности усвоения любого, особенно сложного двигательного действия неразрывно связан с активной умственной деятельностью. Воспитанники активно соучаствовали в выработке, реализации и анализе тактических и технических схем (приемов) прохождения (преодоления) отдельных элементов (этапов, естественных и искусственных препятствий) и целых блоков (дистанций) походных маршрутов.
Особое внимание при организации занятий уделялось вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма. Программа включала углубленное изучение вопросов выживания и деятельности, в том числе ведении здорового образа жизни.
При решении инструктором вопросов, связанных с индивидуальной нагрузкой (весовые и объемные параметры, интенсивность тренировок) для занимающихся, учитывалась ее строгая дифференциация и индивидуализация с учетом физического, половозрастного, морально-волевого и функционального развития, а также расчетом биоритмов.
Занятия предполагали краеведческое изучение региона, распределение и освоение должностно-ролевых обязанностей, организационную и хозяйственную подготовку, овладение навыками здорового образа жизни и закаливания организма, проверку тактико-технической, морально-волевой, физической готовности воспитанников. Инструктор и психолог уделял значительное внимание психологической подготовке воспитанников к зачетным мероприятиям, культуре межличностного (в том числе поло-ролевого) общения, формированию коллектива.
Предусматривалась психолого-педагогическая и медицинская диагностика творческих способностей, талантов и возможностей обучающихся, определение начального общего уровня физического и функционального развития.
За 16 занятий участники проекта овладели набором стандартных знаний, умений и навыков по ориентированию на местности, участию в туристских походах, краеведению, санитарии и личной гигиене туриста-спортсмена, соблюдению элементарных правил безопасности жизнедеятельности и туризма, организации туристского быта в полевых условиях и самообслуживания, основам здорового образа жизни и закаливания организма. За первые занятия создались условия для активной социальной адаптации участников в команде и формирования коллектива. |